Богомил (bogomilos) wrote,
Богомил
bogomilos

Category:

По следам мифа об страшенной гнустицизьме

По следам мифа об страшенной гнустицизьме.

Здесь, в ЖЖ, пристутсвует некий о. Стефан, уважаемый пользователь АнахоретЪ (http://anchoret.livejournal.com/ Update: архидиакон Стефан (Пучков - http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=79085), владелец популярного православного форума "Дiаконникъ" (http://deacon.ru/community/), также см. http://dascher-65.livejournal.com/96876.html)), методично, главу за главой выкладывающий в своём журнале книгу Барта Эрмана Forged: Writing in the Name of God--Why the Bible's Authors Are Not Who We Think They Are, в русском переводе Барт Д. Эрман "Подлог, Писания во Имя Божие – Почему авторами Библии являются не те, кто мы думаем".

Замечу, что репутация Б. Эрмана как "беспощадного критика ортодоксии" не основана ни на чём. Вероятнее всего, она придумана самими адептами ортодоксии, допускающими лишь такой, даже для XIX столетия слишком травоядный уровень критики, а всё остальное искренне считающими "происками атеистов" и "клеветой на св.церковь".

Так же замечу, что никогда и никому не рекомендовал и не буду рекомендовать чтение Эрмана, особенно в переводе служителей культа, всем нам известных как люди огромной эрудиции, высочайшей образованности и безупречной нравственности. Сам я в данном случае выступил в роли петуха из басни И.А.Крылова, который "навоза кучу разгребая, нашёл жемчужное зерно". Далее собственно жемчужина:

«Эта новая религия казалась не только опасной и лживой, ещё она выглядела безнравственной и извращенной. Христиане не проводили открытых собраний со свободным доступом. Не было никаких церковных зданий, открытых по воскресным утрам для всех, кто пожелает больше узнать о новой вере. На протяжении первых двух веков церкви почти всегда устраивались в частных домах, как и проводившиеся там собрания носили частный характер. Допускались только христиане. Соответственно, остальными религия воспринималась в качестве тайной. И не только это, ещё ходили слухи о том, что происходило на этих собраниях.

С одной стороны, поскольку большинство христиан принадлежало к низшим, рабочим классам, будничные собрания обычно проводились либо до начала рабочего дня, перед рассветом, либо по его окончании, уже после заката, то есть, когда становилось темно. Об этих ночных собраниях поговаривали, что проводятся они людьми, называющими друг друга «братьями» и «сестрами», что они «любят друг друга» и «приветствуют один другого поцелуем». И что они периодически устраивают «вечери любви», на которых славят любовь их бога к ним и свою любовь друг к другу. Можно ли придумать что-то лучшее, чтобы дать пищу слухам? О христианах, собрания которых не были публичны, думали, что они занимаются развратом и кровосмесительством – братья и сестры объедаются и, видимо, напиваются, а потом в темноте справляют любовные оргии.

Хуже того, говорили, что на этих оргиях христиане едят плоть Сына Божия и пьют его кровь. Поедание плоти и крови ребёнка? Вдобавок к инцесту христиан обвиняли в детоубийстве и каннибализме – что они убивали младенцев и съедали их.

Эти обвинения могут выглядеть чрезвычайно натянутыми, но именно они обычно выдвигались против христиан их языческими недругами. В раннехристианском сочинении Октавий, написанном в третьем столетии Минуцием Феликсом, мы читаем о язычнике, который выражает своё отвращение к тому, что происходит на ночных христианских собраниях. Согласно Минуцию Феликсу, этот взгляд восходит к известному языческому учёному Фронто, учителю императора Марка Аврелия:

В день солнца они собираются для общей вечери со всеми детьми, сестрами, матерями, без различия пола и возраста. Когда после различных яств пир разгорится и вино воспламенит в них жар любострастия, то собаке, привязанной к подсвечнику, бросают кусок мяса на расстоянии большем, чем длина веревки, которою она привязана: собака, рванувшись и сделав прыжок, роняет и гасит светильник... Таким образом все они, если не самым делом, то в совести делаются кровосмесниками, потому что все участвуют желанием своим в том, что может случиться в действии того или другого.

Но это еженедельное мероприятие меркнет в сравнении с их периодическими священными трапезами, совершаемыми в обществе новообращённых христиан:

То, что говорят об обряде принятия новых членов в их общество, известно всем и не менее ужасно. Говорят, что посвящаемому в их общество предлагается младенец, который, чтоб обмануть неосторожных покрыт мукою: и тот обманутый видом муки, по приглашению сделать будто невинные удары, наносит глубокие раны, которые умерщвляют младенца, и тогда, – о, нечестие! присутствующие с жадностию пьют его кровь и разделяют между собою его члены. Вот какою жертвою скрепляется их союз друг с другом, и сознание такого злодеяния обязывает их к взаимному молчанию. Такие священнодействия ужаснее всяких поруганий святынь.

Вот от такого рода обвинений и приходилось защищаться христианам. Если местные толпы верили в подобные вещи, то неудивительно, что они враждовали с христианами, порою применяя насилие.»

Глава "Языческая враждебность христианству".
Отсюда: http://anchoret.livejournal.com/332590.html

Из изложенного Б.Эрманом с очевидностью следует, что в нашем распоряжении находится литературный первоисточник как мифа о "гностиках-либертинистах" и проч. религиозных общинах, якобы практиковавших "свальный грех", так и исторически причинившего еврейской общине массу неприятностей "кровавого навета". В лице - героя на авансцену! - языческого философа Марка Корнелия Фронтона (100-170 гг.), наставника уже упомянутого Эрманом императора Марка Аврелия, известного своим недоброжелательным отношением к христианам.

С сожалением отмечу, что в своей работе С Вальтером Бауэром по Тигру: Энкратитская ортодоксия и либертинистская ересь в сиро-месопотамском христианстве Стефан Гере почему-то не упоминает об этом литературном первоисточнике. Справедливости ради отмечу также, что исторически первыми жертвами христианской версии языческого кровавого навета стали не евреи, а члены харизматического христианского движения монтанистов - того самого, к которому принадлежал почтенный отец церкви Тертуллиан.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments