Богомил (bogomilos) wrote,
Богомил
bogomilos

Апокриф Иоанна NHC II,1.

Апокриф Иоанна

(1) Учение Спасителя и откровение таинств, и сокрытого в молчании, и того, о чём Он научил Иоанна, Своего ученика.

Случилось же однажды, когда поднялся Иоанн, брат Иакова, - они сыновья Зеведеевы, - он поднялся к храму. Встретил его фарисей - его имя Ариман - и сказал ему: «Где Он, твой учитель, Которому ты следовал?»

И я сказал ему: «Он ушёл в место, из которого пришёл».

Сказал мне фарисей: «Соблазном соблазнил вас Назорей, и наполнил ваши уши ложью, и заключил ваши сердца. Он отвратил вас от преданий отцов ваших!»

Услышав это, я, Иоанн, повернул от храма в место гористое и пустынное.

И я очень печалился в сердце, говоря: «Как был назначен Спаситель? И зачем Он был послан в мир Своим Отцом? И Кто Его Отец, пославший Его?

И каков тот эон, в который мы уйдём? Ибо о чём Он говорил, сказав, что этот эон, в который мы уйдём, принял образ эона нетленного? И Он не научил нас о том, каков он».

Тотчас, как я подумал об этом, вот - небеса раскрылись, и осветилось всё творение, которое под небом, и содрогнулся весь мир.

(2) Я испугался, и вот - я увидел в свете Ребёнка. Он предстал мне. Когда я увидел Его, Он стал как взрослый, и он преобразил свой образ, став как старец.

Это не было множеством передо мной и было видом многообразным в свете. Образы являлись один из другого, и вид был тремя образами.

Он сказал мне: «Иоанн, Иоанн, почему ты сомневаешься и почему испуган? Разве ты чужд этому виду? То есть - не будь малодушен!

Я - сущий с вами во всякое время; Я - Отец, Я - Мать, Я - Сын, Я - незапятнанный и неоскверненный.

Ныне Я пришёл научить тебя о том, что есть, и что было, и чему надлежит быть, чтобы ты узнал о невидимом и видимом, и научить тебя о непоколебимом роде совершенного Человека.

Итак, теперь подними своё лицо и слушай, чтобы принять то, чему Я научу тебя сегодня, и передать его своим братьям в Духе, тем, кто из непоколебимого рода совершенного Человека». И я просил, чтобы узнать.

И Он сказал мне: «Единица - это единовластие, нет существующего над ним. Он существует как Бог и Отец всего, незримый, пребывающий над всем, пребывающий в нетленности, пребывающий в чистом свете, в который не может смотреть никакой взгляд.

Он - незримый Дух. Не следует думать о Нём как о богах или что Он таков, ибо Он превосходит бога.

Нет ничего над Ним, ибо ничто не (3) господствует над Ним. Он не пребывает ни в чём, меньшем Его, и всё пребывает в Нём Самом.

Он вечен. Поэтому Он не нуждается ни в чём, ведь Он весь совершенен. Он не имеет ни в чём недостатка, чтобы восполнить его, но весь Он постоянно совершенен в свете.

Он беспределен, поскольку не было того, кто до Него, чтобы положить Ему предел.

Непостижимый, поскольку не было никого до Него, чтобы исследовать Его.

Неизмеримый, поскольку не было никого до Него, чтобы измерить Его.

Незримый, поскольку никто не видел Его. Вечный, существующий вечно.

Неизреченный, поскольку никто не смог постичь Его, чтобы рассказать о Нём.

Неименуемый, поскольку нет того, кто до Него, чтобы дать Ему имя.

Свет неизмеримый, непорочный, святой, чистый, неизреченный, совершенный в нетлености.

Ни совершенство это, ни блаженство, ни божественность, но намного лучше.

Ни телесный, ни бестелесный, ни великий, ни малый. Невозможно сказать, сколько Его и чему Он подобен.

Никто не сможет понять Его. Он - не нечто из существующих, но намного лучше, не как избранный, но как принадлежащий Себе Самому.

Он не причастен векам, время не существует для Него. Ведь причастный веку - тот, кто уже приговтовлен.

Он не был наделён временем, ибо Он не получил ничего от другого. Ведь полученное - его берут взаймы.

Ведь он не нуждается, Тот, Кто до каждого, чтобы принять от него.

Ведь Сей созерцает Себя Самого в (4) Своём свете.

[…] величие, Он обладает непорочностью неизмеримой. Вечность, дающая вечность, Жизнь, дающая жизнь, Блаженный, дающий блаженство, Знание, дающее знание, Благой, дающий благость.

Сострадание, дающее сострадание и избавление, Милость, дающая милость, не потому, что обладает, но (потому), что даёт. Свет неизмеримый, непостижимый.

Как Я буду говорить с тобой о Нём?

Его эон - нетленность, Он спокоен и пребывает в молчании, покоясь, существуя до всего. Ведь Он - глава всех эонов, и Он даёт им силу в Своей благости.

Ведь мы не знаем (неизреченного и не понимаем) неизмеримого кроме явившегося из Него, то есть Отца, ибо это Он сказал нам самим.

Ведь Он созерцает Себя Самого в Своём свете, окружающем Его, то есть в источнике воды живой. И Он содержит все эоны.

И во всех обликах Он созерцает Свой образ, видя его в источнике Духа. Он желает в Своём свете водном, который в источнике воды света чистого, окружающего Его.

И Его мысль стала делом, и она открылась, явившаяся перед Его лицом в сиянии Его света. Это первая сила, появившаяся до всех, явившаяся из Его мысли, то есть Провидение всего.

Её свет светит подобно Его свету. Сила совершенная, то есть образ незримого, девственный Дух совершенный, первая сила, слава Барбело, слава, (5) совершенная в эонах, слава откровения.

Она прославила девственный Дух и благословила Его, ибо благодаря Нему она явилась. Это первая мысль, Его образ.

Она стала утробой всего, ибо она до них всех. Мать-и-Отец, первый Человек, Дух Святой, третий муж, третья сила, третье имя андрогинное, и вечный эон среди незримых, и первый вышедший.

Она, то есть Барбело, попросила у незримого девственного Духа, дать ей предвидение, и согласился Дух.

Когда же Он согласился, открылось Предвидение, и оно предстало с Провидением, - оно из мысли незримого девственного Духа, - прославляя Его и Его совершенную силу, Барбело, ибо она появилась благодаря ей.

И ещё она попросила дать ей нетленность, и Он согласился.

Когда Он согласился, открылась Нетленность, и она предстала с Мыслью и Предвидением, она прославила незримого и Барбело, благодаря которой они появились.

И попросила Барбело дать ей вечную жизнь, и согласился незримый Дух.

И когда Он согласился, открылась Вечная Жизнь, и они предстали, они прославили незримого Духа и Барбело, благодаря которой они появились.

И ещё она попросила дать ей истину, и согласился незримый Дух.

(И когда Он согласился,) открылась Истина, и они предстали, они прославили незримого (6) Духа и Барбело, благодаря которой они появились.

Это пятерица эонов Отца, то есть первого Человека, образа незримого Духа.

Это Провидение, то есть Барбело, и Мысль, и Предвидение, и Нетленность, и Жизнь Вечная, и Истина.

Это пятерица эонов андрогинных, то есть десятерица эонов, то есть Отец.

И Он вгляделся в Барбело, непорочным светом, окружающим незримый Дух, и Своим сиянием, и она забеременела от Него.

Она породила искру света, подобную Свету блаженному, но не равную с Его величием.

Это единственный Сын Матери-и-Отца, явившийся, то есть единородный, Единственный Сын Отца, непорочный свет.

И возликовал незримый девственный Дух над светом появившимся, первым явившимся из первой силы, Его Провидения, то есть Барбело.

И Он помазал Его Своей благостью, чтобы Он стал совершенным, не нуждающимся ни в какой благости, поскольку Он помазал Его благостью незримого Духа.

И Он поставил Его перед Собой, изливая на Него.

Тотчас же, приняв от Духа, Он прославил Духа Святого и Провидение совершенное, благодаря которому Он открылся.

И Он попросил дать Ему сотрудника, то есть Ум, и Он согласился (радостно).

Когда же согласился незримый Дух, (7) открылся Ум. И он предстал со Христом, прославляя Его и Барбело. И все они появились в молчании<и мысли>.

<Пожелал незримый Дух (словом) сотворить дело.>

И Его воля стала делом, и она открылась с Умом и светом, прославляя Его.

И слово последовало за волей, ибо словом создал всё Христос, Саморожденный Бог.

Вечная же Жизнь с Его волей, и Ум с Предвидением предстали. Они прославили незримого Духа и Барбело, ибо они появились благодаря ей.

И завершил Дух Святой Саморождённого Бога, Сына Своего и Барбело, чтобы Он предстал великому и незримому девственному Духу, Саморожденный Бог, Христос, Которого Он почтил громким гласом, <поскольку> Он явился благодаря провидению.

И поставил незримый девственный Дух Саморожденного Богом над всем, и Он подчинил Ему всю власть и истину, пребывающую в Нём, чтобы Он знал всё, Тот, Кто назван именем, превосходящим всякое имя, ибо это имя произнесут достойные его.

Ибо из света, то есть Христа, и Нетленности, по дару Духа <явились> четыре светила из Саморожденного Бога. Он ждал, когда они предстанут (8) Ему.

Три же: Воля, Мысль и Жизнь; четыре же силы - Разум, Милость, Чувство, Мудрость.

Милость же пребывает у первого эона, светила Армозила, то есть первого ангела. И этот эон - с ним дри других эона: Милость, Истина, Образ.

Второе же светило - Оройаил, которое Он поставил над вторым эоном, и с ним три эона, то есть Замысел, Чувство, Память.

Третье же светило - Давейфе, которое Он поставил над третьим эоном, и с ним три эона, то есть Разум, Любовь, Идея.

Четвёртое же <светило - Илилиф>, которое Он поставил над четвёртым эоном, и с ним три эона, то есть Совершенство, Мир, Премудрость (София).

Это же четыре светила, предстоящие божественному Саморожденному; двенадцать эонов, предстоящие Сыну, великому Саморожденному, Христу, по воле и дару незримого Духа.

Двенадцать же эонов принадлежат Сыну Саморожденному.

И всё установлено по воле Духа Святого Саморожденным.

Из Предвидения же Ума совершенного откровением воли незримого Духа и воли Саморожденного - Человек Совершенный истинный, первое откровение и истина, тот, кого девственный Дух назвал Древним Адамом.

И Он поставил его над (9) первым эоном, с великим Саморожденным, Христом, у первого светила Армозила, и с ним пребывают его силы.

И дал ему Незримый силу разумную неодолимую.

И он сказал, он прославил, и он благословил незримого Духа, говоря: "Благодаря Тебе всё возникло, и всё вернётся к Тебе!

Я же благословлю, я прославлю Тебя и Саморожденного с тремя эонами - Отцом, Матерью, Сыном, силой совершенной".

И он поставил своего сына Сифа над вторым эоном, у второго светила Оройаила.

В третий же эон было помещено семя Сифа. Под третьим светилом Давейфаи помещены души святых.

В четвёртом же эоне были помещены души не познавших полноты. И они не покаялись сразу, но оставались некоторое время и затем покаялись. Они останутся у четвёртого светила Илилифа.

Это порождения, прославляющие незримый Дух.

София же Эпинойа, будучи эоном, измыслила замысел в себе с помышлением незримого Духа и предвидением.

Она пожелала явить подобие из себя без воли Духа, - Он не благоволил - и без своего супруга, без его мысли. Не согласился же лик её мужественности и не нашла она согласного с ней.

Она решила без воли Духа и знания согласного с ней, она выкинула.

(10) И из-за неодолимой силы, которая в ней, её помышление не было праздным, и явилось из неё создание незавершённое и отличное от её образа, ибо она создала его без своего супруга.

И оно не было подобно виду своей матери, будучи иного образа.

Когда же она увидела своё желание, оно стало образом изменчивым, - змея с мордой льва. Его глаза были как огонь молний сверкающих.

Она выбросила его прочь из тех мест, чтобы никто из бессмертных не увидел его, поскольку она создала его в неведении.

И она окружила его световым облаком. И она поставила в середине облака престол, чтобы никто не увидел его, кроме Духа Святого, называемого Матерью живых.

Она назвала его именем Ялдаваоф. Это первый архонт; он получил большую силу от своей матери.

Он удалился от неё, он ушёл из мест, в которых был рождён. Он захватил <другие места>, он сотворил себе другие эоны, в пламени светлого огня, существующего ныне.

И он соединился со своим безумием, которое пребывает в нём, он породил власти для себя.

Первый, его имя - Афоф, его поколения называют Жнецом;
второй- Арма, то есть око огня;
третий - Калила Умбри;
четвёртый - Иабил;
пятый - Адонайу, называемый Саваофом;
шестой - Каин, которого поколения человеческие называют Солнцем;
седьмой - Авель;
восьмой - Абрисене;
девятый - Иобил;
(11) десятый - Армупиаил;
одиннадцатый - Мелхеир-Адонеин;
двенадцатый - Велиас, он над бездной ада.

И он установил семерых царей, каждого над твердью неба, над семью небесами, и пятерых - над глубиной бездны, чтобы они царствовали.

И он наделил их своим огнём, но не послал им от силы света, полученной от его матери. Ведь он - тьма неведения.

Свет же, смешавшись с тьмой, заставил тьму светиться; тьма же, смешавшись со светом, помрачила свет и не стала ни светом, ни тьмой, но стала больной.

И у больного архонта три имени: первое имя - Ялтаваоф, второе - Сакла, третье - Самаэль.


И он нечестив в своём безумии, которое пребывает в нём, ведь он сказал: "Я - Бог, и нет другого Бога, кроме Меня!" - не зная своей силы - места, из которого он вышел.

И сотворил архонт семь сил для них, и силы сотворили для себя, каждая, шесть ангелов, пока не стало 365 ангелов.

Это же тела имён:
первый - Афоф, в облике овцы;
второй - Элоайу, в облике осла*;
третий - Астафай, в облике гиены;
четвёртый - Иао, в облике дракона семиглавого;
пятый - Саваоф, в облике змея;
шестой - Адонин, в облике обезьяны;
седьмой - Саббеде, в облике огня светящего.
Это седмица недели.

Ялдаваоф же обладал множеством (12) обликов, превосходя их всех, так, чтобы носить облики перед ними всеми по своему желанию.

Пребывая среди серафимов, он наделил их своим огнём. Поэтому он стал Господом над ними, благодаря силе славы, которой является для него свет его матери. Поэтому он назвал себя самого Богом, он не был послушен месту, из которого он вышел.

И он смешал с властями, пребывающими у него, семь сил в своей мысли, и когда он сказал, они появились, и он дал имя каждой из сил. Он начал с высших.

Первая - это Благость, у первого - Афофа;
вторая - это Провидение, у второго - Элоайо;
третья - Божественность, у третьего - Астрафая;
четвёртая - это Господство, у четвёртого - Иао;
пятая - это Царственность, у пятого - Саваофа;
шестая - это Ревность, у шестого - Адонеина;
седьмая - это Премудрость, у седьмого - Саббатеона.

Они же обладают твердью согласно небу вечному и им даны имена согласно славе небесных для разрушения сил.

И имена, данные им их родоначальником, становятся силой в них, имена же, данные им согласно славе небесных, являются для них разрушением и бессилием, так что есть у них два имени.

И все вещи, (сотворив их образ), он установил по подобию эонов изначальных, так, чтобы (13) сотворить их по образу нетленных.

Не потому, что он видел нетленных, но сила, которая в нём, которую он получил от своей матери, породила в нём подобие установления.

Видя же творение, окружающее его, и множество ангелов, окружающих его, появившихся из него, он сказал им: "Я, Я - Бог-ревнитель, и нет иного Бога, кроме Меня!"

Произнеся же это, он указал ангелам, пребывающим с ним, что есть Иной Бог. Ведь если бы не было Иного, к кому бы он ревновал?

Итак, начала носиться мать. Она узнала об изъяне, когда оскудело сияние её света, и она омрачилась, поскольку не согласился с ней её супруг».

Я же сказал: «Господи, "носиться" - это что?»

Он же рассмеялся, Он сказал: «Не думай, что, как сказал Моисей, "над водами".

Нет, но увидев зло, которое появилось, и захват, который совершил её сын, она раскаялась.

И ей было дано забвение во тьме неведения. Она начала стыдиться, она не осмелилась возвратиться, но двигалась туда и сюда. Движение же - это "носиться".

Надменный же получил силу от матери, - ведь он был невежествен, думая, что нет Иного, кроме его матери. Видя множество ангелов, которых он сотворил, он превознёсся над ними сердцем.

Мать же, узнав об одеянии тьмы, что оно несовершенно, поняла, что не согласился с ней её супруг, (и) раскаялась (14) в обильных слезах.

И была услышана молитва её покаяния, и принесла молитву за неё вся полнота незримого девтвенного Духа, (и Он призрел).

(И когда призрел незримый Дух,) излил на неё Святой Дух от всей их полноты.

Ведь её супруг не снизошёл к ней, но он сошёл к ней посредством полноты, чтобы исправить её изъян, и она не была вознесена в свой собственный эон, но на небо своего сына, чтобы пребывать в девятом (небе), пока не исправит своего изъяна.

И глас вышел с неба, эона вышнего: "Есть Человек и Сын Человека!"

Услышал же первый архонт Ялдаваоф, думая, что этот глас был от его матери, и он не понял, откуда он вышел.

И научил их Отец-и-мать святой и совершенный, Провидение совершенное, образ незримого, то есть Отец всего, Тот, в Ком всё возникло, первый Человек, ибо в образе мужа Он явил Своё подобие, и задрожал весь эон первого архонта, и основания бездны сдвинулись, и из вод, пребывающих над веществом, осветилась нижняя сторона явлением Его образа, явившегося.

И когда посмотрели все власти и первый архонт, они увидели всю нижнюю часть освещённой. И в свете они увидели в воде отражение образа.

(15) И он сказал властям, пребывающим у него: "Пойдём, сотворим человека по образу Бога и по подобию нашему, чтобы его образ стал для нас светом".

И они сотворили силами друг друга, по знакам, которые были даны им, и каждая из властей дала признак в подобие образа, которое они видели, в душу.

Они сотворили сущность в подражание первому Человеку совершенному и сказали: "Назовём его Адамом, чтобы его имя стало для нас силой света".

И силы начали.

Первая, Благость, сотворила душу костей;
вторая, Провидение, сотворила душу сухожилий;
третья, Божественность, сотворила душу плоти;
четвёртая, Господство, сотворила душу костного мозга;
пятая, Царственность, сотворила душу крови;
шестая, Ревность, сотворила душу кожи;
седьмая, Премудрость, это душа волос.

И установило его множество ангелов, они получили от властей семь сущностей душевных, чтобы сотворить соответствие членов и соответствие частей и сочетание устройства каждого из членов.

Первый начал творить голову.
Этерафаопе-Аброн сотворил его голову;
Минингесстроиф сотворил головной мозг;
Астерехмин - правый глаз;
Фаспомохам - левый глаз;
Иероним - правое ухо;
Биссум - левое ухо;
Акиорим - нос;
(16) Банин Эфрум - губы;
Аминь - зубы;
Ибикан - коренные зубы;
Басилиадими - миндалины;
Ахха - язычок;
Адабан - шею;
Хааман - позвонки;
Деархо - гортань;
Тибар - (правое плечо;
[...] - ) левое плечо;
(Мниахор - правый локоть;
[...] - ) левый локоть;
Абитрион - правое предплечье;
Эванфин - левое предплечье;
Крис - правуб руку;
Билуай - левую руку;
Тринеу - пальцы правой руки;
Балбил - пальцы левой руки;
Крима - ногти на руках;
Астропс - правую грудь;
Барроф - левую грудь;
Баум - правую подмышку;
Арарим - левую подмышку;
Арехи - живот;
Ффави - пупок;
Синафим - брюшную полость;
Арахефопи - рёбра справа;
Забедо - рёбра слева;
Бариас - (правый бок;
Фнуф - ) левый бок;
Абинленархеи - костный мозг;
Хнуменинорин - кости;
Гисоле - желудок;
Агромавма - сердце;
Бано - лёгкие;
Сострапал - печень;
Анисималар - селезёнку;
Фопифро - внутренности;
Библо - почки;
Роерор - сухожилия;
Тафрео - стан тела;
Ипуспобоба - вены;
Бинеборин - артерии;
Аатоименпсифеи - им принадлежит дыхание во всех членах;
Инфоллея - всю плоть;
Бедук - ягодицы справа;
Арабий - член слева;
Эйло - яички,
Сорма - гениталии;
Горма и Охлабар - правую сторону;
Небриф - левую сторону;
Псирим - бедро правой ноги;
Асаклас - бедро левой ноги;
Ормаоф - правую ногу;
Иминун - левую ногу;
Кникс - правую (17) голень;
Тупило - левую голень;
Ахиил - правое колено;
Фними - левое колено;
Фиуфром - правую ступню;
Боабел - её пальцы;
Трахун -левую ступню;
Фикна - её пальцы;
Миамаи - ногти на ногах;
Лабирниум...

И тех, кто превосходит их всех - семеро:
Афоф, Армас, Калила, Иабил, Саваоф, Каин, Авель.

Действовавшие же частично в членах:
в голове - Диолимодраза;
в шее - Йаммеакс;
в правом плече - Йакуиб;
в левом плече - Уэртон;
в правой руке - Удиди;
в левой - Арбао;
в пальцах правой руки - Лампно;
в пальцах правой руки - Лиекафар;
в правой груди - Барбар;
в левой груди - Имаи;
в грудной клетке - Писандраптис,
в правой подмышке - Коади;
в левой подмышке - Одеор;
в рёбрах справа - Асфиксис;
в рёбрах слева - Синогхута;
в животе - Аруф;
в его чреве - Сабало;
в правой части - Хархарб;
в левой части - Хфаон;
во всех гениталиях - Бафиноф;
в правой ноге - Хукс;
в левой ноге - Харха;
в правой голени - Ароир;
в левой голени - Тоэхфа;
в правом колене - Аол;
в левом колене - Харанир;
в правой ступне - Бастан;
в её пальцах - Архентехфа;
в левой ступне - Марефнунф;
в её пальцах - Абрана.
Имеющих силу над ними - семеро:
Михаил, Уриил, Асменедас, Сафасатоил, Аармуриам, Рихрам, Амиорпс.

И <тот>, кто над чувствами, - Архендекта;
и тот, кто над воспритием, - Дифарбафас;
и тот, кто над воображением, - Уммаа;
и тот, кто над согласием, - (18) Аахиарам;
и тот, кто над всем желанием, - Риарамнахо.

Источник же демонов, которые во всем теле, сводится к четырём:
жару, холоду, влаге, сухости. Мать же их всех - вещество.

И над жаром господствует Флоксофа;
и над холодом господствует Орооррофос;
и над сухостью господствут Эримахо,
и над влагой господствует Афиро.

Мать же их всех стоит посреди их,
Онорофохрассей, беспредельная,
и она смешана с ними всеми,
и она поистине вещество,
ибо они питаются ей.

Четыре начальника демонов:
Эфемемфи, принадлежащий наслаждению;
Иоко, принадлежащий похоти;
Ненентофни, принадлежащий печали;
Блаомен, принадлежащий страху.
Мать же их всех - Эсфенсис-ух-Эпиптое.

И от четырёх демонов появились страсти.

И от печали - ревность, зависть, мучениие, беспокойство, боль, безжалостность, тревога, скорбь и остальное.

И от удовольствия появилось множество зол, и пустая похвальба, и подобное им.

И от похоти - гнев, ярость со злобой, и влечением горьким, ненасытностью и подобное им.

И от страха - смятение, раболепие, тоска, стыд.

Эти же все подобны полезным и вредным.

Мысль же их истины - это Анаро, то есть глава вещественной души, (19) пребывающая вместе с Эсфесис-ух-Эпиптое.

Таково число ангелов, всего оно составляет 365. Все они работали над ним, пока, часть за частью, не было завершено ими душевное и вещественное тело.

Ведь есть и другие над остальными страстями, о которых Я не сказал тебе. Если же ты хочешь знать о них, это записано в книге Зороастра.


Трудились же все ангелы и демоны, пока не изготовили душевное тело.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments