Богомил (bogomilos) wrote,
Богомил
bogomilos

Categories:

Апокриф Иоанна NHC II,1. (продолжение)

И стало всё их изделие праздным и неподвижным (на) долгое время.

Мать же, пожелав забрать силу, которую она отдала первому архонту, взмолилась к Матери-и-Отцу всего, Великомилостивому.

Он послал пять светил по решению святому в облике (topoc/tupoc) ангелов первого архонта.

Они дали ему совет, - чтобы забрать силу матери, - и сказали ему: "Подуй в его лицо духом твоим, и поднимется его тело".

И он подул в его лицо своим духом, то есть силой своей матери.

Он не понял, ведь он пребывает в невежестве, и вошла сила матери из Ялдаваофа в душевное тело, изготовленное по подобию Предвечного.

Оно начало двигаться и стало сильным, и засветилось.

Позавидовали тотчас (20) остальные силы, ибо оно появилось благодаря им всем, и они отдали свою силу человеку.

И его мудрость усилилась более сотворивших его и более первого архонта.

Поняв же, что он светел, поскольку он мудрее их всех и он обнажён зла, они взяли его, они бросили его в нижнюю часть всего вещества.

Блаженный же Мать-и-Отец, благотворящий и милосердный, сжалился над силой матери, унесённой первым архонтом, и ещё, что они одолеют душевное и чувственное тело.

И Он послал Духом Своим благотворящим и великомилостивым, помощника Адаму - Мысль светлую. Она из Него и названа Зоей (Жизнью), и она служит всему творению, сострадая ему, восстанавливая его в его полноту, и наставляя его о его нисхождении в семя, наставляя его о пути восхождения, пути, по которому оно взойдёт.

И Мысль света сокрыта в Адаме, чтобы архонты не поняли, но она станет, Мысль, исправлением изъяна матери.

И явился человек из-за отблеска света, пребывающего в нём, и его мысль вознеслась над сотворившими его.

Согласившись, они увидели, что вознесена его мысль. Они составили совет с архонтством и всем ангельством.

Они взяли пламя и землю, (21) и воду, они смешали их друг с другом и с четырьмя ветрами палящими, и они соединили их в друг друга, и они сотворили великий мятеж, и они унесли его в тень смерти, чтобы слепить вновь из земли, и воды, и огня, и духа вещественного, то есть неведения тьмы и похоти и подражательного духа, то есть могила вновь вылепленного тела, то, чем облекли человека разбойники, узы забвения. И он стал человеком смертным.

Это первый вышедший и первый разделённый. Мысль же света, которая была в нём, пробуждала его мысль.

И унесли его архонты, они поместили его в раю и сказали ему: "Ешь!" - то есть в спокойствии, ибо их наслаждение горько, и их красота беззаконна, и их наслаждение - обман, и их деревья - нечестие, и их плод - отрава неисцелимая, и их обетование - смерть.

Древо же своей жизни, которое они поставили посреди рая, - Я наставлю вас, каково таинство их жизни, то есть совет, который они держат друг с другом, то есть подобие их духа, -

то, чей корень горек, и его ветви - смерть, его тень - ненависть, и обман пребывает в его листьях, и его побег - помазание лукавства, и его плод - смерть, и похоть - его семя, и растёт оно во тьме.

Вкушающие (22) от него, их обитель - ад, и тьма - их место покоя.

Названное же ими древом познания добра и зла, то есть Мысль света, и они остались перед ним, чтобы он увидел свою полноту и узнал наготу своего стыда.

Я же, Я научил их вкусить». И я сказал Спасителю: «Господи, разве не змей научил Адама вкусить?»

Спаситель рассмеялся, сказал мне: «Змей научил их вкусить от зла размножения, похотей истления, чтобы он стал полезен для него.

И он узнал, что он непослушен ему из-за света мысли, пребывающего в нём, исправившего его в его мысли, более первого архонта.

И он захотел вынести силу, данную ему им, и навёл забытье на Адама».

Я сказал Спасителю: «Что такое забытье?»

Он же сказал: «Не так, как Моисей написал, а ты слышал, ведь он сказал в своей первой книге, что он усыпил его, - но в его чувствах.

И ведь он сказал через пророка: "Я отягощу их сердца, чтобы они не обратились и не видели" (Ис 6:10).

Тогда мысль света скрылась в нём, и пожелал первый архонт вынести её из его ребра.

Мысль же света неуловима. Преследуя её, тьма не уловила её.

И он вынес часть своей силы из него, он сотворил другой слепок в образе женщины по подобию Мысли, явившейся ему.

И он вынес (23) часть, которую он забрал из силы человека, в слепок женственный.

И не как сказал Моисей: "его ребро".

И он увидел женщину перед собой.

Тотчас же явилась Мысль светлая, раскрыв покрывало, которое на его сердце, и он отрезвился от опьянения тьмой.

И он познал своё подобие и сказал: "Это ныне кость от костей моих и плоть от плоти моей. Поэтому человек оставит своего отца и свою мать, и прилепится к своей жене, и станут двое плотью единой", - ибо будет послан ему супруг. И он оставит своего отца и свою мать.

Наша же сестра София - восшедшая в невинность, чтобы восстановить свой изъян.

Поэтому она была названа Зоей*, то есть матерью живых, Провидением самовластия вышнего и мыслью, (явившейся ему).

И благодаря ей они вкусили познания совершенного. Я явил Себя в облике Орла на древе познания, то есть Мысль от провидения света чистого, чтобы научить их и поднять их из глубины сна, ибо они оба были в падении и узнали свою наготу.

Явилась им Эпиноя, будучи светом, пробуждая их мысль.

Когда узнал Ялдаваоф, что они удалились от него, он проклял свою землю.

Он нашёл жену, (24) приготовляющую себя для своего мужа.

Он был её господином, не зная таинства, появившегося из святого совета, они же боялись порицать его.

И он показал своим ангелам своё неведение, пребывающее в нём. И он выбросил их из рая, он облёк их чернотой тьмы.

И увидел первый архонт деву, предстоящую Адаму, и что явилась в ней Эпинойа светлая живая, и исполнился Ялдаваоф неведенья.

Когда узнало же Провидение всего, оно послало неких, и они восхитили Зою из Евы.

И осквернил её первый архонт, и породил от неё сыновей двух - первого и второго, Элохима и Яхве.

Элохим в облике медведя, а Яхве в облике кота, и один справедливый, а другой несправедливый.

Яхве он поставил над огнём и воздухом, Элохима же он поставил над водой и землёй.

И он назвал их именами: Каин и Авель ради своего коварства.

Даже до сего дня осталось соитие от первого архонта, и он посеял похоть размножения в принадлежащей Адаму, и он возбудил с помощью соития порождение подобий тел, и он наполнил их своим подражательным духом.

Двух же архонтов он поставил над началами, так, чтобы они начальствовали над могилой.

Когда узнал Адам подобие своего собственного предвидения, он породил подобие (25) Сына Человека, он назвал его Сифом подобно порождению в эонах.

Также и мать ниспослала свой дух в облике, подобном ей и отражающем тех, кто в полноте, чтобы приготовить обители для вечных, грядущих вниз.

И первый архонт напоил их водой забвения, чтобы они не узнали, откуда они.

И так семя пребывало некоторое время, помогая, чтобы дух, когда снизойдёт из эонов святых, восстановил его и исцелил от изъяна, чтобы вся полнота стала святой и неимеющей изъяна».

И я сказал Спасителю: «Господи, души - все ли они будут спасены в непорочном свете?»

Он ответил, сказал мне: «Великие вещи поднялись в твоей мысли, ибо трудно открыть их другим, кроме тех, кто от рода непоколебимого.

Те, на кого снизойдёт Дух Жизни, и они будут с силой, спасутся и станут совершенными.

И они будут достойны величий и очистятся в этом мире от всякого зла и забот лукавства.

Они не заботятся ни о чём, кроме одной нетленности, заботясь о нём из этого места без гнева и зависти, и ревности, и похоти, и жадности ко всему, и они не уловлены ничем, кроме только существования плоти, которую они носят, ожидая времени, когда их встретят (26) восприемники.

И так они достойны нетленной вечной жизни и призыва, выдерживая всё и вынося всё, чтобы завершить состязание и унаследовать жизнь вечную».

Я сказал Ему: «Господи, души, не сделавшие этих дел, на которые снизошла сила с духом жизни (, ослабеют)?»

Он ответил, сказал мне: «Если дух снизойдёт на них, они будут спасены в любом случае, и они уйдут.

Ведь сила нисходит на каждого человека, ибо без неё невозможно никому устоять.

После того, как они рождаются, приходит дух жизни; и если сила пришла, она укрепляет эту душу, и ничто не сможет ввести её в заблуждение, в дела лукавства.

Те же, на кого нисходит подражательный дух, увлечены им, и они соблазняются».

Я же сказал: «Господи, души их, когда выйдут из своей плоти, куда они пойдут?»

Он же рассмеялся, сказал мне: «Душа, в которую сила войдёт, более подражательного духа.

Она сильна, она избегает лукавства и благодаря посещению нетленному спасена и унесена в покой вечный».

Я же сказал: «Господи, а те, кто не познал, кому принадлежит, где будут их души?»

И Он сказал мне: «В них умножился подражательный дух, (27) когда они соблазнились. И он давит на душу, и увлекает её в дела лукавства, и бросает её в забытье.

И после того, как она выйдет, её предают властям, появившимся благодаря архонту.

И её связывают узами, её бросают в темницу, и они кружатся с ней, пока она не очнётся от забытья и не получит знания; и так, если она становится совершенной, она спасается».

Я же сказал: «Господи, и как уменьшается душа и возвращается в естество её матери или в человека?»

Тогда Он обрадовался, когда я спросил Его, и сказал: «Воистину, ты блажен, поскольку ты понял!

Душа эта вынуждена следовать за другой, в которой есть дух жизни, и благодаря ему она спасается. Итак, её не бросают в другую плоть».

И я сказал Ему: «Господи, те, кто познал и отвратился, куда пойдут их души?»

Тогда Он сказал мне: «В место, в которое уйдут вестники нищеты, они будут приняты. Место, в котором нет покаяния. и их будут охранять для дня, в который будут мучимы хулившие Духа. Они будут мучимы мукой вечной».

Я же сказал: «Господи, но откуда пришёл подражательный дух?"

Тогда Он сказал мне: «Мать-и-Отец, великомилостивый, Дух Святой во всех образах, милосердный и (28) сострадательный к нам, то есть Эпинойа Пронойи светлой, И Он пробудил семя рода совершенного и его мысль и вечного света человека.

Когда узнал первый архонт, что они превосходят его в высоте и мыслят более него, он захотел захватить их мысль, будучи незнающим, что они превосходят его в мысли и он не сможет захватить их.

Он советовался со своими властями, то есть своими силами, они совершили разврат с премудростью друг друга и породили друг от друга горькую Имармену, то есть последнюю из оков подражательных и она подобна им, ибо (они) подражают друг другу.

И она мучительна и сильна, та, с которой соединены боги, и ангелы, и демоны, и все поколения до сего дня, ибо от этой Имармены явились все заблуждения, и насилия, и хулы с узами забвения, и незнание, и все заповеди тяжкие с грехами тяжкими и великими ужасами.

И этим всё творение было ослеплено, чтобы они не познали Бога, Который над ними всеми.

И из-за уз забвения сокрыты их грехи, ибо они связаны мерами и временами и сроками.

Она господствует над всем.

И он пожалел обо всём, что произошло из-за него, он решил низвести потоп (29) на творение людей. Величие же света Провидения научило Ноя.

И он проповедовал всему семени, то есть сынам человеческим, и они не послушались его, чуждые ему.

Не как Моисей сказал, что они скрылись в ковчеге, но они скрылись в некоем месте, - не только Ной, но множество других людей из рода непоколебимого. Они вошли в некое место, они скрылись в облаке света.

И он познал своё самовластие, и была с ним принадлежащая свету, освещая его, поскольку он принёс тьму еа всю землю.

И он сотворил совет со своими силами, он послал своих ангелов к дочерям человеческим, чтобы они взяли для себя из них и пробудили их семя для их удовольствия.

И которые не согласились сначала.

Когда же они не согласились, они вновь собрались друг с другом, они вместе составили совет, они сотворили подражательный дух, подобный духу нисшедшему, так, чтобы загрязнить им души.

И превратились с своём подобии ангелы согласно подобию их супругов, наполняя их духом тьмы, который они смешали для них, и лукавством.

Они принесли серебро, и золото, и дар, и медь, и железо, и металл, и всякий род всякого вида.

И они увлекли людей в великие заботы, тех, кто (30) последовал за ними, соблазняя их множеством заблуждений.

Они состарились, не имея спокойствия, они умерли, не найдя истины и они не узнали Бога истины. И так всё творение было порабощено от сотворения мира доныне.

И они взяли жён, они породили от тьмы детей по подобию их духа.

И они заключили свои сердца, они отяготили себя тяжестью подражательного духа доныне.

И вот, ныне Я уйду в совершенный эон.

Я завершил тебе всё для твоих ушей, и Я рассказал тебе обо всём, чтобы ты записал это и отдал это своим братьям в духе тайно, ибо это таинство рода непоколебимого.

Я же, совершенное Провидение всего,Я преобразился в семени Моём,
ибо Я пребываю предвечно, ходя по всем путям.
Ведь Я - богатство света, Я - память полноты.
И Я вошёл в величие тьмы, и Я терпел,
пока не вошёл в середину темницы,
и основания бездны двинулись,
и Я скрылся от них из-за их зла, и они не познали Меня.
Вновь Я возвратился во второй раз,
и Я пошёл, я вышел из Своего света, -
то есть Я, память Провидения, -
Я вошёл в середину тьмы и во внутренность ада,
разыскивая Своё домостроительство.
И основания бездны двинулись,
чтобы упасть на пребывающих в бездне и погубить их.
И вновь Я взошёл к Своему корню светлому,
чтобы не погубить их до времени.
Ещё и в третий раз Я пошёл,
то есть Я, свет, пребывающий в свете, Я, память Провидения,
чтобы войти в середину тьмы и во (31) внутренность ада.
Я наполнил Своё лицо светом завершения их века,
и Я вошёл в середину темницы, то есть темницы тела.
И Я сказал:
"Слышаший, пробудись от сна тяжёлого!" -
и он заплакал и пролил слёзы.
Слёзы тяжёлые стёр он с себя и сказал:
"Кто - призывающий моё имя?
И откуда пришла ко мне эта надежда,
когда я пребываю в узах темницы?"
И Я сказал:
"Я - Провидение непорочного света,
Я - мысль девственного Духа,
поднимающий тебя в место почётное.
Пробудись и вспомни, что ты - услышавший,
и следуй за своим корнем, то есть за Мной, милосердным,
и береги себя от вестников нищеты и демонов бездны,
и всех, кто удерживает тебя,
и пробудись от сна тяжёлого и от ограждения внутри ада,
и Я пробудил его, Я запечатлел его в свете воды пятью печатями,
чтобы смерть не имела над ним силы отныне».


И отдал это ему Спаситель, чтобы он записал это и положил в надёжном месте.

И Он сказал ему: «Проклят каждый, кто отдаст это за плату, или за пищу, или за питьё, или за одежду, или за иную вещь (32) такого рода».

И это Он передал ему в тайне, и тотчас Он стал невидим пред его лицом. И он пришёл к своим соученикам, он пересказал им то, что Спаситель рассказал ему.

Иисус Христос. Аминь.

Апокриф от Иоанна.

Перевод предварительный. Переводчик будет благодарен за вопросы и критические замечания.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments