Богомил (bogomilos) wrote,
Богомил
bogomilos

Categories:

Хлеб для Сталина



ХЛЕБ ДЛЯ СТАЛИНА. краткая рецензия к обсуждению.

Автор в своем фильме характеризует коллективизацию, как самую массовую Сталинскую репрессию в результате которой Советская власть переломила русский мир. И ставит целью разобраться для чего это было сделано.
Для более живого представления происходивших в те годы событий автор параллельно с документальным повествованием показывает художественные сюжеты созданные по рассказам потомков жертв и свидетелей событий.

Так одними из героев являются дядя Ваня (Иван Булатников), пример среднего крестьянина тех лет и гость из Америки Мошка (Морис Хиндус) интересующийся жизнью села (писатель, его биография рассказывается в передаче).

Итак, повествование начинается с событий предшествовавших коллективизации. Так, рассказывается о продразверстке в годы гражданской войны и дальнейший откат к капитализму под контролем партии в виде НЭПа с ее лозунгом "обогащайтесь". Из описания времен НЭПа автором нам представляется картина золотого времени на селе (Столыпин разрешил вести хозяйство, революция дала землю). Советская власть в этот период пытается сделать из крестьянина примерного советского гражданина.Общественные хозяйства в это время формируются на добровольной основе,а не принудительно.В это же время начинает процветать советское двоемыслие. Буржуй наш враг, но хлеб продаем буржуям. Частной собственности нет, но долгосрочная аренда. Гегемон раб класс, но снабжение его зависит от крестьян. В это время насчитывается 25 млн крестьянских хоз-в.

Но как же, так получается, что такое количество сильных собственников удалось уничтожить за относительно короткий срок не допустив развязывания в стране второй гражданской? На этот вопрос автор отвечает, что Советская власть в достижении поставленных целей сыграла на особенностях менталитета бедноты. Во первых кулака на Руси не любили не когда и дает нам это понять простое обращение к определению слова кулак, зажиточный крестьянин и тп. Во вторых людям принимающих участие в раскулачивании отдается 25% имущество раскулаченного, а личные вещи передаются в колхоз, а то есть опять же бедноте. И здесь возникает личная заинтересованность со стороны активистов.

Ну и в третьих дается воля всегда присутствующей в русском человеке зависти.

Так или иначе в 1928г сворачивается дискуссия между сторонниками эволюционной модели во главе с Бухариным и сторонниками ускоренной индустриализации, раскулачивание было последней борьбой в партии.
Позиция Сталина в этом споре объяснялась тем, что без сильной индустрии было не возможно построить сильную армию способную добить капитализм. Однако, в действительности все было не много сложнее. Первоначально, по словам автора, власть рассматривала варианты проведения индустриализации за счет иностранных инвестиций, но в 1929г на западе началась великая депрессия, а альтернатива внешним инвестициям была только внутренняя. Только из села можно было извлечь в этот период времени ресурсы для проведения индустриализации. 07.1928 Сталин в своей статье "борьба с кулаками" пишет об этом так, "колоний нет поэтому надо брать дань с собственного крестьянства, чем больше растет социализм, тем больше сопротивление, борьба будет обостряться". Здесь же приводят байку о том как Сталин ездил на хлебо заготовки ("Кацо станцуй лезгинку").

30.01.30 выходит постановление "о проведении мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств" полностью опубликованное только в 90-е гг. на места же отправляются на места лишь директивные письма. По этому постановлению кулаки подразделяются на три категории:
-контрреволюционный актив. Отправляются в концлагеря или ликвидируются.
-остальные элементы кулацкого актива в переселяются в отдаленные местности ссср (при этом на семью выделяется 500 руб).
-оставляемые в приделах рай кулаки переселяются на новые места за приделами колхозных земель.

За 3 месяца коллективизации было уничтожено 200 тыс крестьянских семей. Здесь авторы фильма рисуют нам страшную картину коллективизации во всей красе. Нам показывают и воспоминания красноармейца сопровождавшего конвой с раскулаченными. И видео и фото доказательства разгрузки переселенцев посреди леса. И письмо сотрудника НКВД Толмачева (расстрелянного в 1937г) московскому другу о совершенной им инспекторской проверке северных комендатур. Идет сравнение СССР с фашистской Германией с разницей лишь в том, что в первом случаи, что геноцид русского народа не скрывался советской властью. Здесь речь идет и о совместной работе ведомств по уничтожению крестьянства. Дается список ведомств принимавших участие в этом и приводится пример встречи руководителей НКВД (Аустрин, Матсон Заковский Ягода).

Далее мы встречаем дядю Ваню уже летом 1930г после возвращения со ссылки в Котлос, "решив не формально вопрос о возвращении". На этом фоне начинается обсуждение статьи Сталина "Головокружение от успехов". В которой пишется о перегибах на местах в качестве примера приводится ситуация в Туркестане. После нее начинается возвращение людей со ссылок. Но повсюду ходят слухи о новом ветке раскулачивания и крестьяне начинают подстраиваться к ситуации. Кто-то отказывается от имущества и переезжает, кто-то жжет свое имущество и бежит куда глаза глядят. Начинается самая массовая внутренняя миграция населения.
Что привело к временным послаблением для крестьян? Как мы можем понять из фильма это массовые, но не с координированные выступления крестьян. Так, в 1929 г произошло 1307 массовых выступлений, а в 1930 13754 с
общим числом участников 2млн 468тыс (в доказательство приводится доклад ОГПУ). Приводится пример Муромцевского дела.

Не забывают авторы и про пропаганду идущую полным ходом. Это и раскрученный образ Павлика Морозова, как патриота погибшего за Советскую власть. Здесь же он развенчан. И создание образа кулака, как главного эксплуататора батраков. Этот образ тоже рушится здесь на примерах из жизни. И в дальнейшем созданный миф о Сталине как "царе, который не знает, что творят его бояре на местах". Опровергает этот образ ответ Шолохову на его письмо мая 1933г.. В котором Сталин пишет о том, что кулаки вели "тихую" войну против Советской власти, на измор.

К 1932 г. производство хлеба резко упало и возник искусственно созданный голод. В связи с этим выходит закон "о колосках". Здесь опять мы видим живые примеры казахов умиравших рядом с закрытой для них Карагандой, поезд из которого выносят мертвых детей и т д. В результате гибнет ок 7 млн человек за голод в период 1932-33 гг.

Сколько же человеческих жизней стоила коллективизация? Ответ на этот вопрос авторы находят в беседе между Сталиным и Черчелем в 1942г в Москве. Генсек в ходе нее отмечает, что ситуация в стране в период коллективизации была более критичной, чем в первый период ВОВ. По его словам раскулачиванию подверглось 10млн собственников. А все мероприятие продолжалось 4 г.. На вопрос премьера о судьбе раскулаченных Сталин ответил, что им дали обрабатывать землю на сев и их батраки их перебили.

С 1932г начинаются попытки остановить исход крестьян из деревни. Вводятся паспорта и обязательная прописка, которые крестьянам не выдаются. Вместо денег, тоже крестьянам ставят трудодни, за которые иногда можно получить еде или какой нибудь товар.

О результатах коллективизации мы из передачи ни чего не узнаем. Кроме, как цитаты из книги того самого Хиндуса "Красный хлеб", что в СССР нельзя быть предприимчивым, опасно быть богатым и надо быть как все беднячком, в крайнем случаи среднячком. И мнения священника о новом крепостном праве. Так как оно было не рабством, а запрет крестьянину оставить своего хозяина.

В целом фильм дает нам представление о коллективизации, как о событии, где голытьба в кожаных пальто, полу пьяная сознательно уничтожает, под четким руководством партии крепкого хозяйственника. Приучая народ приспосабливаться к власти и ее причудам.

Отсюда: https://new.vk.com/club85097677?w=wall-85097677_19%2Fall
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments