Богомил (bogomilos) wrote,
Богомил
bogomilos

Category:

БОГОМИЛЫ — БОГОСЛОВИЕ — 3

Интерес представляют взгляды богомилов о творческой деятельности падшего на землю Сатанаила и особенно о создании человека. Подробно речь об этом идет в Иоанновом евангелии. Сатанаил, говорится там, пожелал изготовить человека, который был бы похож на него и служил ему. Для этой цели он заставил ангела "третьего неба" войти в глиняное тело и так был сотворен мужчина. Из части его тела была сотворена женщина, в которую вошел ангел второго неба. "Ангелы же горько возрыдали, — говорится в Иоанновом евангелии, — увидев в себе смертный образ и будучи не сходного с ним образа".(24) По другому и с большими подробностями представлено создание человека в "Паноплия догматика". "После того — читаем мы в этом сочинении — он, Самаил, создал тело Адама из праха, смешанного с водой, и поставил его прямо. Вода стекала по его правой ноге, вытекала из большого пальца и извивалась по земле. Так создался образ змия. Самаил собрал свой дух и вдохнул жизнь в сформированное им тело, но дух его протек в пустое пространство и превратился в извивающуюся каплю. Она немедленно ожила и после того, как отделилась от праха, превратилась в змия и уползла. Потому змий сообразителен и одарен разумом, что Самаил вдохнул свой дух в его душу. После того, как этот новый творец увидел это и понял, что трудился напрасно, он послал посланников к доброму Отцу и попросил послать ему душу, пообещав, что человек будет общим, если получит жизнь, и что его потомством будут заполнены места в небесных селениях, из которых были изгнаны ангелы. И Бог, поскольку Он добр, согласился и вдохнул в изваянное Самаилом душу: человек немедленно стал живой душой, которая осветила тело и украсила его красотой. После этого таким же способом была изваяна и Ева, и она "заблистала с тем же блеском".(25) Содержащиеся в изложениях Зигабена и в Тайной книге две версии создания человека являются оригинальным творчеством богомильских авторов XI—XII веков и не имеют параллелей в предшествующей апокрифической литературе. Это доказывает, что поп Богомил и его последователи, придерживаясь в ряде случаев более древних образцов и форм, создавали свои рассказы, плод их собственного воображения и стремления указать на коренное различие между "телом" и "душой" в соответствие с гностическим кредо, разделявшимся богомилами.(26)

После создания первых людей Сатанаил изготовил рай и ввел их в него. Он посадил посреди него тростник и из своего плевка изготовил змия, рассказывает составитель Тайной книги.(27) Исполненный зависти, что люди получили благодаря душе божественное начало, он раскаялся, что создал их, и замыслил погубить свое собственное творение. С этой целью, учили богомилы, он вошел в змия и соблазнил Еву, чтобы таким способом создать свой собственный род и потомство, которое завладеет потомством Адама и погубит его. От совокупления Сатанаила и Евы родились Каломена и Каин, а Авель был сыном Адама и Евы. Каин убил своего брата и так положил начало убийствам. "Поэтому — заключали богомилы — апостол Иоанн сказал: Каин был от лукавого".(28)

Разгневанный коварными действиями против первых людей, Бог решил наказать Сатанаил. "Он был немедленно лишен своего божественного образа и одежды и своей творческой силы, и своего божественного имени (почему до этого и называл себя богом). Лишенный всех этих вещей, он стал мрачен и отвратителен. Но добрый Бог укротил Свой гнев и позволил ему быть повелителем и господином над тем, что он сотворил после того, как пал с неба".(29)

Как господин земли и человечества Сатанаил начал свое жестокое властвование, которое, согласно учению богомилов, должно было продолжаться целых "семь веков". (30)

Он был неограниченным властителем вплоть до пришествия Христа.(31) В этот период человеческий род жил в тяжких муках и заблуждениях, угнетенный и измученный злым творцом. Сатанаил не управлял сам. Ему помогали падшие ангелы, которые превратились в злых духов (демонов). Их число было необычайно велико. Во всяком человеке, учили богомилы, жил злой дух, который толкал его к безбожным делам и даже когда человек умирал, не отпускал его, но пребывал вместе с ним в гробу, чтобы принять общее наказание. Никто не мог спастись от этих злых сил, и только богомилы были в состояние избежать их. Господь предупредил людей, чтобы они хранили себя от них, поскольку им дана неограниченная свобода действий вплоть до завершения "семи веков".(32)

Помимо демонов, согласно рассказу на богомилов, Сатанаилу помогал в его тираническом управлении и ряд пророков, таких, как Моисей, Иоанн Креститель, Енох и другие, упомянутые в Ветхом и Новом Завете.(33) Согласно богомилам, самым ревностным его служителем был Моисей, который по его приказанию ходил в Египет и вывел евреев по Чермному морю. По внушению Сатанаила Моисей дал евреям свой закон, который был порочен и греховен, и благодаря которому было погублено бесчисленное количество людей.(34)

Чтобы обеспечить благорасположение Бога и упрочить свое господство на земле, Сатанаил обещал Ему, что восполнит опустевшие места падших с неба ангелов с представителями человеческого рода. Узнав об этом, падшие ангелы взяли себе в жены земных женщин, чтобы дети от этих браков взошли на небо. Так родились, учили богомилы, гиганты, которые подняли бунт против Сатанаила и увлекли в него и измученное злым творцом человечество. Разгневанный Сатанаил вызвал мировую катастрофу и погубил вместе с гигантами всякую живую плоть. Спасен был только его служитель Ной, который не принял участия в бунте и изготовил по внушению Сатанаил специальный ковчег, в который вошли все виды животных и весь род Ноя.(35) Так человеческий род спасся и дьявол продолжил управлять им.

24. Й. Иванов, Бог. книги, с. 78 и Старобългарски разкази, с. 12.

25. Zig., Narratio, с. 92, 34. Третью, отличную версию создания человека рассказывает Евфимий Акмонейский (Ficker, Die Phundagiagiten, с. 35, 18 сл.). "Эти хитрецы и безбожники, — пишет он — утверждают и говорят, что управитель (Самаил) сошел с небес, изгнанный Богом, и изготовил это видимое небо, и заковал звезды и солнце, которое украл у Бога, также и луну. И после того, как изготовил землю и море и все в них, насадил и рай. После того, как все это произошло, сотворил Адама. Оставалось только вставить душу, которую он украл у Бога, в сотворенного Адама. Он вставил ее в уста, а она вышла из его задней части. И хотя он делал это несколько раз, она не могла остаться в теле, но выходила то из уст, то из задних частей. И поскольку он не мог задержать ее в теле, чтобы дать жизнь Адаму, он оставил его, и тело пролежало бездушным целых триста лет. После этого догадался господин (Самаил) и съел всяких нечистых животных, таких, как змея, скорпион, собака, кошка, жаба и мышь, лисица, волк, пантера и другие такие же. И после того, как бог фундагиагитов, то есть нечестивый дьявол, взял от всей нечистой и грязной живности, как они утверждают и учат, тогда он приступил к телу Адама, которое сам же и сотворил. Он вставил душу в уста и поставил руку под задние части Адама, чтобы помешать ей выйти, как бывало раньше, когда она выходила то из уст, то из задних частей. Сделав так и заключив ее в тело, нечестивый изблевал нечистоты, которые съел, в уста Адаму поверх души. Так душа была запачкана телом, так был оживлен Адам. Из-за этого они говорят, что, когда человек рассердится, он гневается как змея, как собака и как кошка, так как душа его от этого загрязнения получила часть от всякого из этих животных". Как видно из этого рассказа, малоазийские богомилы отклонялись от общепринятого представления, что душа человека чиста, так как пришла от Бога, и находили и в ней отражение вмешательства злой силы. Этот их взгляд напоминает позицию на мессалиан, которые говорили, что в душах людей вселены демоны, и что "всякая душа, в которую не вошел Христос ..., есть жилище змей и ядовитых гадов" (ср. Д. Ангелов, Влияния, с 150, бел. 3).

26. Следует отметить, что вопрос о создании первых людей вызывал интерес не только у богомилов, которые разрешали его в духе своих дуалистических представлений, но и вообще у средневековых людей, которые не довольствовались немногими данными, содержащимися в библейском рассказе. В связи с этим интересом еще задолго до появления богомильского учения возник ряд апокрифов, которые распространялись и жадно читались населением. Наиболее любопытен в этом отношении уже упоминавшийся "Разумник" ("Беседа трех святителей"), греческий оригинал которого был переведен на славянский и который сохранился в ряде вариантов в славянской апокрифической литературе. Согласно апокрифическим рассказам, Бог создал Адама из нескольких частей (согласно одной рукописи из восьми, согласно другим из десяти). Ср. В. Мочульский, Следы народной библии, с. 102 сл.; Д. Цухлев, История на българската църква, с. 603; Й. Иванов, Бог. книги, с. 206; V. Jagic, Novi prilozi za literaturu biblijskih apokrifa, Starine, V, 1873, с 70. В апокрифах, предшествующих зарождению богомильства, преобладает представление, что создание Адама было делом доброго Бога. Однако под влиянием богомильского учения в отдельных апокрифах уже начал пробивать путь взгляд, что к сотворению человека в большей или меньшей степени имел отношение и дьявол. Руководствуясь этим взглядом, богомильски настроенные люди, переписывая более древние апокрифы, изменяли в них соответствующий текст о сотворении Адама Богом и на место Бога ставили дьявола. Ср. В. Мочульский, п.с, с 64. В то же время под влиянием богомильского дуализма начали создаваться и новые апокрифические сочинения (так называемые дуалистические сказки), в которых уже ясно подчеркивалась мысль о сотрудничестве между Богом и дьяволом, которые создали человека как общее творение. Такие дуалистические рассказы возникали главным образом в Болгарии, где влияние богомильства было сильнее всего, но они встречаются и в соседних с Болгарией странах — Византии и Боснии, а также и в России. Самое полное собрание дуалистических сказок сегодня в Й. Иванов, п. с, с 327—382. В них, как видно из их содержания, преобладают умеренно-дуалистические элементы. Бог представлен как первичный и главный создатель, а дьявол только Его помощник и подчиненный. Он стремится бороться против Него и перехитрить Его, но не может. Разнообразные варианты сотворения мира и человека и отношений между Богом и дьяволом, которые предлагают нам сохранившиеся дуалистические легенды, перечислены и систематизированы подробно на с 357—360. Дана и обширная литература на с 369.

27. Й. Иванов, Бог. книги, с 78. В "Паноплия догматика", как уже говорилось, создание змия объясняется другим способом, а о насаждении тростника в раю не идет речи. Представление, что Сатанаил сотворил рай, позаимствовано из более древних апокрифов и не встречается в книге "Варух". Там сказано, что он изготовил рай в сотрудничестве с Богом и посадил в нем лозу, чтобы соблазнить посредством этого растения первых людей (ср. текст у Й. Иванова, п. с, с. 196).

28. Zig., Narratio; с. 92, 34-93, 6. В Иоанновом евангелии подробности обмана дьявола и создания его потомства от Евы другие (Й. Иванов, п. с, с. 78 сл.). Там отмечается, что потомство дьявола было создано не только по линии Евы, но и через Адама, в чье тело также была излита "отрава и сладострастие" злой силы. Об обмане Евы дьяволом проповедовали и итальянские катары. "Говорят, — упрекает их за это представление Буонаккорсо, — что (дьявол) создал Еву, с которой имел связь, и от этого родился Каин, из чьей крови, как они утверждают, были созданы собаки" (Bonacursus, Manifestatio, coll. 775/776).

29. Zig., n. с, с. 93, 7 сл. По вопросу о деградации Сатанаила в рассказах Зигабена и Иоаннова евангелия есть различия. Согласно Зигабену, Сатанаил был лишен от "своего божественного образа" сразу после совершенного им искушения Евы, а согласно автору Иоаннова евангелия это произошло еще до изгнания его на землю.

30. Zig., п. с, с. 100, 4; Й. Иванов, Бог. книги, с. 80

31. Как владетель мира Сатанаил был обозначен у богомилов названием "миродержец", "владетель", "князь", "властелин". Ср. Ficker, Phundagiagiten,
[Error: Irreparable invalid markup ('<:.>') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

Интерес представляют взгляды богомилов о творческой деятельности падшего на землю Сатанаила и особенно о создании человека. Подробно речь об этом идет в Иоанновом евангелии. Сатанаил, говорится там, пожелал изготовить человека, который был бы похож на него и служил ему. <lj-cut>Для этой цели он заставил ангела "третьего неба" войти в глиняное тело и так был сотворен мужчина. Из части его тела была сотворена женщина, в которую вошел ангел второго неба. "Ангелы же горько возрыдали, — говорится в Иоанновом евангелии, — увидев в себе смертный образ и будучи не сходного с ним образа".(24) По другому и с большими подробностями представлено создание человека в "Паноплия догматика". "После того — читаем мы в этом сочинении — он, Самаил, создал тело Адама из праха, смешанного с водой, и поставил его прямо. Вода стекала по его правой ноге, вытекала из большого пальца и извивалась по земле. Так создался образ змия. Самаил собрал свой дух и вдохнул жизнь в сформированное им тело, но дух его протек в пустое пространство и превратился в извивающуюся каплю. Она немедленно ожила и после того, как отделилась от праха, превратилась в змия и уползла. Потому змий сообразителен и одарен разумом, что Самаил вдохнул свой дух в его душу. После того, как этот новый творец увидел это и понял, что трудился напрасно, он послал посланников к доброму Отцу и попросил послать ему душу, пообещав, что человек будет общим, если получит жизнь, и что его потомством будут заполнены места в небесных селениях, из которых были изгнаны ангелы. И Бог, поскольку Он добр, согласился и вдохнул в изваянное Самаилом душу: человек немедленно стал живой душой, которая осветила тело и украсила его красотой. После этого таким же способом была изваяна и Ева, и она "заблистала с тем же блеском".(25) Содержащиеся в изложениях Зигабена и в Тайной книге две версии создания человека являются оригинальным творчеством богомильских авторов XI—XII веков и не имеют параллелей в предшествующей апокрифической литературе. Это доказывает, что поп Богомил и его последователи, придерживаясь в ряде случаев более древних образцов и форм, создавали свои рассказы, плод их собственного воображения и стремления указать на коренное различие между "телом" и "душой" в соответствие с гностическим кредо, разделявшимся богомилами.(26)

После создания первых людей Сатанаил изготовил рай и ввел их в него. Он посадил посреди него тростник и из своего плевка изготовил змия, рассказывает составитель Тайной книги.(27) Исполненный зависти, что люди получили благодаря душе божественное начало, он раскаялся, что создал их, и замыслил погубить свое собственное творение. С этой целью, учили богомилы, он вошел в змия и соблазнил Еву, чтобы таким способом создать свой собственный род и потомство, которое завладеет потомством Адама и погубит его. От совокупления Сатанаила и Евы родились Каломена и Каин, а Авель был сыном Адама и Евы. Каин убил своего брата и так положил начало убийствам. "Поэтому — заключали богомилы — апостол Иоанн сказал: Каин был от лукавого".(28)

Разгневанный коварными действиями против первых людей, Бог решил наказать Сатанаил. "Он был немедленно лишен своего божественного образа и одежды и своей творческой силы, и своего божественного имени (почему до этого и называл себя богом). Лишенный всех этих вещей, он стал мрачен и отвратителен. Но добрый Бог укротил Свой гнев и позволил ему быть повелителем и господином над тем, что он сотворил после того, как пал с неба".(29)

Как господин земли и человечества Сатанаил начал свое жестокое властвование, которое, согласно учению богомилов, должно было продолжаться целых "семь веков". (30)

Он был неограниченным властителем вплоть до пришествия Христа.(31) В этот период человеческий род жил в тяжких муках и заблуждениях, угнетенный и измученный злым творцом. Сатанаил не управлял сам. Ему помогали падшие ангелы, которые превратились в злых духов (демонов). Их число было необычайно велико. Во всяком человеке, учили богомилы, жил злой дух, который толкал его к безбожным делам и даже когда человек умирал, не отпускал его, но пребывал вместе с ним в гробу, чтобы принять общее наказание. Никто не мог спастись от этих злых сил, и только богомилы были в состояние избежать их. Господь предупредил людей, чтобы они хранили себя от них, поскольку им дана неограниченная свобода действий вплоть до завершения "семи веков".(32)

Помимо демонов, согласно рассказу на богомилов, Сатанаилу помогал в его тираническом управлении и ряд пророков, таких, как Моисей, Иоанн Креститель, Енох и другие, упомянутые в Ветхом и Новом Завете.(33) Согласно богомилам, самым ревностным его служителем был Моисей, который по его приказанию ходил в Египет и вывел евреев по Чермному морю. По внушению Сатанаила Моисей дал евреям свой закон, который был порочен и греховен, и благодаря которому было погублено бесчисленное количество людей.(34)

Чтобы обеспечить благорасположение Бога и упрочить свое господство на земле, Сатанаил обещал Ему, что восполнит опустевшие места падших с неба ангелов с представителями человеческого рода. Узнав об этом, падшие ангелы взяли себе в жены земных женщин, чтобы дети от этих браков взошли на небо. Так родились, учили богомилы, гиганты, которые подняли бунт против Сатанаила и увлекли в него и измученное злым творцом человечество. Разгневанный Сатанаил вызвал мировую катастрофу и погубил вместе с гигантами всякую живую плоть. Спасен был только его служитель Ной, который не принял участия в бунте и изготовил по внушению Сатанаил специальный ковчег, в который вошли все виды животных и весь род Ноя.(35) Так человеческий род спасся и дьявол продолжил управлять им.

24. Й. Иванов, Бог. книги, с. 78 и Старобългарски разкази, с. 12.

25. Zig., Narratio, с. 92, 34. Третью, отличную версию создания человека рассказывает Евфимий Акмонейский (Ficker, Die Phundagiagiten, с. 35, 18 сл.). "Эти хитрецы и безбожники, — пишет он — утверждают и говорят, что управитель (Самаил) сошел с небес, изгнанный Богом, и изготовил это видимое небо, и заковал звезды и солнце, которое украл у Бога, также и луну. И после того, как изготовил землю и море и все в них, насадил и рай. После того, как все это произошло, сотворил Адама. Оставалось только вставить душу, которую он украл у Бога, в сотворенного Адама. Он вставил ее в уста, а она вышла из его задней части. И хотя он делал это несколько раз, она не могла остаться в теле, но выходила то из уст, то из задних частей. И поскольку он не мог задержать ее в теле, чтобы дать жизнь Адаму, он оставил его, и тело пролежало бездушным целых триста лет. После этого догадался господин (Самаил) и съел всяких нечистых животных, таких, как змея, скорпион, собака, кошка, жаба и мышь, лисица, волк, пантера и другие такие же. И после того, как бог фундагиагитов, то есть нечестивый дьявол, взял от всей нечистой и грязной живности, как они утверждают и учат, тогда он приступил к телу Адама, которое сам же и сотворил. Он вставил душу в уста и поставил руку под задние части Адама, чтобы помешать ей выйти, как бывало раньше, когда она выходила то из уст, то из задних частей. Сделав так и заключив ее в тело, нечестивый изблевал нечистоты, которые съел, в уста Адаму поверх души. Так душа была запачкана телом, так был оживлен Адам. Из-за этого они говорят, что, когда человек рассердится, он гневается как змея, как собака и как кошка, так как душа его от этого загрязнения получила часть от всякого из этих животных". Как видно из этого рассказа, малоазийские богомилы отклонялись от общепринятого представления, что душа человека чиста, так как пришла от Бога, и находили и в ней отражение вмешательства злой силы. Этот их взгляд напоминает позицию на мессалиан, которые говорили, что в душах людей вселены демоны, и что "всякая душа, в которую не вошел Христос ..., есть жилище змей и ядовитых гадов" (ср. Д. Ангелов, Влияния, с 150, бел. 3).

26. Следует отметить, что вопрос о создании первых людей вызывал интерес не только у богомилов, которые разрешали его в духе своих дуалистических представлений, но и вообще у средневековых людей, которые не довольствовались немногими данными, содержащимися в библейском рассказе. В связи с этим интересом еще задолго до появления богомильского учения возник ряд апокрифов, которые распространялись и жадно читались населением. Наиболее любопытен в этом отношении уже упоминавшийся "Разумник" ("Беседа трех святителей"), греческий оригинал которого был переведен на славянский и который сохранился в ряде вариантов в славянской апокрифической литературе. Согласно апокрифическим рассказам, Бог создал Адама из нескольких частей (согласно одной рукописи из восьми, согласно другим из десяти). Ср. В. Мочульский, Следы народной библии, с. 102 сл.; Д. Цухлев, История на българската църква, с. 603; Й. Иванов, Бог. книги, с. 206; V. Jagic, Novi prilozi za literaturu biblijskih apokrifa, Starine, V, 1873, с 70. В апокрифах, предшествующих зарождению богомильства, преобладает представление, что создание Адама было делом доброго Бога. Однако под влиянием богомильского учения в отдельных апокрифах уже начал пробивать путь взгляд, что к сотворению человека в большей или меньшей степени имел отношение и дьявол. Руководствуясь этим взглядом, богомильски настроенные люди, переписывая более древние апокрифы, изменяли в них соответствующий текст о сотворении Адама Богом и на место Бога ставили дьявола. Ср. В. Мочульский, п.с, с 64. В то же время под влиянием богомильского дуализма начали создаваться и новые апокрифические сочинения (так называемые дуалистические сказки), в которых уже ясно подчеркивалась мысль о сотрудничестве между Богом и дьяволом, которые создали человека как общее творение. Такие дуалистические рассказы возникали главным образом в Болгарии, где влияние богомильства было сильнее всего, но они встречаются и в соседних с Болгарией странах — Византии и Боснии, а также и в России. Самое полное собрание дуалистических сказок сегодня в Й. Иванов, п. с, с 327—382. В них, как видно из их содержания, преобладают умеренно-дуалистические элементы. Бог представлен как первичный и главный создатель, а дьявол только Его помощник и подчиненный. Он стремится бороться против Него и перехитрить Его, но не может. Разнообразные варианты сотворения мира и человека и отношений между Богом и дьяволом, которые предлагают нам сохранившиеся дуалистические легенды, перечислены и систематизированы подробно на с 357—360. Дана и обширная литература на с 369.

27. Й. Иванов, Бог. книги, с 78. В "Паноплия догматика", как уже говорилось, создание змия объясняется другим способом, а о насаждении тростника в раю не идет речи. Представление, что Сатанаил сотворил рай, позаимствовано из более древних апокрифов и не встречается в книге "Варух". Там сказано, что он изготовил рай в сотрудничестве с Богом и посадил в нем лозу, чтобы соблазнить посредством этого растения первых людей (ср. текст у Й. Иванова, п. с, с. 196).

28. Zig., Narratio; с. 92, 34-93, 6. В Иоанновом евангелии подробности обмана дьявола и создания его потомства от Евы другие (Й. Иванов, п. с, с. 78 сл.). Там отмечается, что потомство дьявола было создано не только по линии Евы, но и через Адама, в чье тело также была излита "отрава и сладострастие" злой силы. Об обмане Евы дьяволом проповедовали и итальянские катары. "Говорят, — упрекает их за это представление Буонаккорсо, — что (дьявол) создал Еву, с которой имел связь, и от этого родился Каин, из чьей крови, как они утверждают, были созданы собаки" (Bonacursus, Manifestatio, coll. 775/776).

29. Zig., n. с, с. 93, 7 сл. По вопросу о деградации Сатанаила в рассказах Зигабена и Иоаннова евангелия есть различия. Согласно Зигабену, Сатанаил был лишен от "своего божественного образа" сразу после совершенного им искушения Евы, а согласно автору Иоаннова евангелия это произошло еще до изгнания его на землю.

30. Zig., п. с, с. 100, 4; Й. Иванов, Бог. книги, с. 80

31. Как владетель мира Сатанаил был обозначен у богомилов названием "миродержец", "владетель", "князь", "властелин". Ср. Ficker, Phundagiagiten,<:. 35,19,36,8; Zig., п. с, с. 104, 2; Козма, Беседа, с. 40

32. О вере богомилов в демонов ср. Zig., п. с., с. 96,19 сл., 99, 30 сл., 100, 5 сл.; Д. Ангелов, Влияния, с. 168.

33. Об их отрицательном отношении к Еноху ср. Иоанново евангелие (Й. Иванов, п. с, с. 80). Они обвиняли его в том, что он, как человек дьявола, скрыл от людей небесное царство, научив их приносить жертвы и совершать незаконные таинства.

34. Zig., Narratio, с. 98, 22 сл.

35. Там же., с. 98, 29 сл. Миф о гигантах был воспринят из древней апокрифической литературы. О нем говорится в Палее, а также в Енохе (Й. Иванов, Бог. книги, с. 172). О нем упоминает Малала в своей хронике. Вопросы о "гигантах" задаются и в "Беседе трех святителей" ("Разумник"); ср. В. Мочульский, п. с, с. 105. Миф о гигантах был известен и итальянским катарам. "Они говорят, — пишет Буонаккорсо, — что от дочерей Евы и демонов были рождены гиганты, которые узнали от своих отцов — демонов, что дьявол создал все. Поэтому дьявол, измучившись от того, что они знают все, сказал: "Раскаиваюсь, что изготовил человека". Позднее Ной, поскольку не знал этого, был спасен от потопа (Bonacursus, Manifestatio, coll. 776B). </lj-cut>
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments