Богомил (bogomilos) wrote,
Богомил
bogomilos

«Колоссальный золотой шар поднятый могучими пилонами», из истории бесславных строек коммунизма

Оригинал взят у harmfulgrumpy в «Колоссальный золотой шар поднятый могучими пилонами», из истории бесславных строек коммунизма
проект Дворца Советов 1947-48 г.г.

Проект 1932 года


Один из многочисленных проектов


Рабочие эскизы павильонов СССР на Парижской (1937 г.)и Нью-Йоркской (1939г) выставках


Изображение Дворца Советов на плане г. Москвы



И все эти "грандиозные" задумки собирались построить на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Да, Храм взорвали, на разрушения и убийства миллионов коммунисты только и способны оказались, вот только из-за своего ничтожества и неспособности к созданию что-то достойного - они только и разродились бассейном.

«Взрыв Храма Спасителя явился высшей степенью унижения русского народа»

Уже в 1918 году, в ходе реализации «Декрета о памятниках республики» (1918), гласившим, что «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц», был уничтожен памятник Императору Александру III, установленный в сквере возле Храма Христа Спасителя. А сам храм, в результате начавшихся вскоре гонений на Русскую Православную Церковь, оказался в руках обновленцев и вплоть до закрытия храма в 1931 году его настоятелем был один из вождей обновленчества «митрополит» Александр Введенский.

Памятник Императору Александру III у Храма Христа СпасителяКогда же в головах большевистского руководства вызрела идея возведения на месте Храма Христа Спасителя грандиозного Дворца Советов, началась кампания по подготовке общественного мнения к разрушению святыни и величественного памятника архитектуры. Как вспоминал А.Ф.Иванов, работавший в то время в Управлении строительства Дворца Советов, «Храм Христа Спасителя стал систематически подвергаться невиданным нападкам со стороны центральных партийных и советских органов прессы. Некто Б.Кандидов, один из организаторов Антирелигиозного музея, опубликовал брошюру "За Дворец Советов", названия глав которой говорили сами за себя: "Ложно-историческая ценность Храма Христа Спасителя", "Сказка о художественной ценности Храма Христа Спасителя", "Храм Христа Спасителя на службе контрреволюции"».

«Шел 1928 год, - писал архитектор Дворца Совета Б.Иофан. - Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия "высокопоставленных" строителей, создавших это помещичье-купеческое капище. Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы».

Несмотря на протесты ряда отдельных деятелей культуры, в том числе академика живописи А.М.Васнецова, окончательное решение о разрушении Храма Христа Спасителя было принято 13 июля 1931 года на заседании ЦИК СССР под председательством М.И.Калинина в ходе утверждения места для строительства Дворца Советов - здания для проведения сессий Верховного Совета СССР, призванного стать главной московской высоткой и самым высоким зданием мира (420 м). Согласно проекту, Дворец Советов должен был представлять собой огромное многоярусное здание с обилием колонн и увенчанное грандиозной 75-метровой статуей Ленина, утопающей в облаках (также призванной стать самым гигантским памятником вождю революции).

Проект Дворца СоветовРешение это было заготовлено уже заранее на заседании Политбюро ВКП(б) 5 июня 1931 года, посвященном проекту реконструкции Москвы, а 16 июня появилась резолюция «Комитета по делам культов» при Президиуме ВЦИК, которая гласила: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок... Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».

Главную роль в сносе Храма Христа Спасителя сыграл Лазарь Каганович, непосредственно руководивший работой по составлению генерального плана реконструкции Москвы и архитектурного оформления «пролетарской столицы», в ходе которых было уничтожено множество памятников архитектуры, по мнению влиятельного большевика «засорявших» Москву.

Практически сразу же после принятия этого рокового решения, начались спешные работы по разборке храмового здания, в ходе которых был разграблен алтарь и смыта золотая позолота. О том, как шла разборка храма, вспоминал оператор Владислав Микоша: «Через широко распахнутые бронзовые двери - не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора. Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив несчастный собор, военизированные отряды. (...) Красивейший парк перед храмом моментально превратился в хаотическую строительную площадку - с поваленными и вырванными с корнем тысячелетними липами, изрубленной гусеницами тракторов редчайшей породы Персидской сиренью и втоптанными в грязь розами. Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались».

Храм Христа Спасителя, 1931 год«...Мне удалось увидеть сцену, оставившую неизгладимый след в моей памяти, - воспоминал в свою очередь А.Ф.Иванов. - Во Всехсвятском проезде стояла грузовая машина. Толстый канат одним концом был прикреплен к кресту главного купола, а другим - к автомобилю. Шофер дал задний ход. приближаясь к храму, а затем на полной скорости ринулся вперед. Машина натянула канат, как тетиву, задрожала, подняв заднюю часть кузова вверх; задние колеса, оторвавшись от земли, с огромной скоростью вращались. Опешивший водитель сперва растерялся, потом выключил мотор и стал проверять автомашину и крепление троса. Прохожие, наблюдавшие это варварство, крестились, плакали, шептали проклятия, а крест спокойно возвышался на своем месте, невредимый, несмотря на то, что его несколько дней подпиливали рабочие-верхолазы. Через четверть часа разрушители повторили свою операцию. Но и на этот раз их постигла неудача. Через некоторое время подогнали еще одну машину, поставили автомобили один за другим на одной оси, связав между собой. Вновь повторили рывок. На этот раз крест согнулся, но не сломался. Ошеломленные шоферы после матерной перебранки и долгого перекура решили загрузить машины камнями и кирпичом и вновь повторить все сначала. На этот раз крест сломался. Со скрежетом и лязгом, высекая снопы искр, он свалился наземь. Золотое чудо, украшавшее небо Москвы, теперь валялось в куче мусора, как никому не нужный хлам».

Взрыв Храма Христа Спасителя, 1931 годПоскольку разобрать Храм Христа Спасителя до основания так и не удалось, было принято решение о его взрыве. И 5 декабря 1931 года вместе с барельефами и фресками Храм Христа Спасителя был уничтожен. После первого взрыва стены храма устояли, хотя, по воспоминаниям очевидцев, взрыв был такой силы, что чувствовался на расстоянии многих километров. И лишь вторым (по другим данным - третьим), еще более мощным взрывом храм был уничтожен. Для разборки руин здания понадобилось почти полтора года. Мраморные обломки храма пошли на оформление станций метро «Кропоткинская», «Охотный ряд», скамьи были установлены на станции «Новокузнецкая», а часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года была раскрошена и пошла на посыпку дорожек в московских парках и отделку городских зданий...

Однако строительству Дворца Советов, этой «вавилонской башни коммунизма», возведение которой началось в 1937 году, не суждено было завершиться. Начавшаяся Великая Отечественная война остановила осуществление этого масштабного коммунистического проекта. В условиях тяжелейшей войны стало не до Дворца Советов, и подготовленные для его монтажа металлические конструкции пошли на изготовления противотанковых ежей для обороны Москвы. А вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.                    

Бассейн *Москва*После окончания войны, в условиях сосредоточения всех сил на восстановлении страны,  проект масштабного Дворца Советов был заморожен. А затем от этой идеи и вовсе отказались, возведя Дворец съездов на территории Кремля. На месте же Храма Христа Спасителя, на котором стоял брошенный фундамент несостоявшегося Дворца Советов, в 1960 году был создан открытый бассейн «Москва».

Храм Христа Спасителя (современный вид)«Кто же меня убедит в том, что взрывали его будто бы мудрые и культурные люди, заботящиеся о благе народа, страны, а не хулиганы, глумливцы, не бандиты, не варвары, не случайные захватчики власти, ненавидящие захваченную страну и подмявшие под себя одурманенный пустыми лозунгами народ? - писал о взрыве Храма Христа Спасителя замечательный русский писатель Владимир Солоухин. - Короток, ограничен человеческий век. Не дожить, не увидеть. Но легче было бы умирать, провидя, как на месте омерзительного, пахнущего хлоркой лягушатника, источающего в центре Москвы свои зеленые сернистые пары, рано или поздно опять поднимется сверкающая белизной и золотом громада храма. Что точно так же, как взрыв Храма Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России». http://ruskline.ru/history/2013/12/05/vzryv_hrama_spasitelya_yavilsya_vysshej_stepenyu_unizheniya_russkogo_naroda/?print=y




Оригинал взят у oboguev в «Колоссальный золотой шар поднятый могучими пилонами»

Письмо коллектива авторов направленное в конце 1972 года в адрес секретаря ЦК КПСС А.П. Кириленко с обоснованием необходимости строительства в Москве Дворца ленинизма.



Глубокоуважаемый Андрей Павлович!

В преддверии полувекового юбилея нашего государства у каждого советского человека рождается желание достойно отметить знаменательную дату.

В представлении всего человечества Москва давно стала не только столицей Страны Советов, но и столицей мирового коммунизма, колыбелью и хранилищем ленинских идей. Это ее новое историческое назначение все еще не нашло своего воплощения в архитектурно-пластических формах застройки города. Сооружение рядом с Кремлем здания, способного стать идейным и архитектурным центром столицы, стало насущной задачей нашего времени.


Коллектив авторов, участвовавших в открытом конкурсе на проект эскиз-идеи Музея В. И. Ленина, хотел бы предложить Вашему вниманию эскиз-идею Дворца Ленинизма как художественно-пластическое выражение демократического, всенародного характера учения Ленина, всепобеждающей силы ленинских идей, образ, способный стать символом новой Москвы — столицы мирового коммунизма.

Великая Октябрьская социалистическая революция дала право человеку на труд, и труд в советском государстве стал для каждого неотъемлемой и самой дорогой частью жизни. Гражданская война, годы военного коммунизма, первых пятилеток, Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления страны определили для нашего народа необходимость труда самоотверженного, героического. Подвиг в труде стал для советского человека явлением естественным я привычным.

Однако современная фаза развития научно-технической революции, как ее определяют решения XXIV съезда Партии, предполагает новое качество труда — ведущую роль в нем творческого качала. Этот принцип един и для рабочих, и для тружеников деревни, и для представителей интеллигенции, будь то инженерно-технические работники, ученые или деятели культуры.

В свое время строительство Комсомольска-на-Амуре, в позднейшие годы Братской ГЭС явились замечательными школами самоотверженности и трудового подвига, на примере которых учился и воспитывался весь народ. Сегодня сооружение в столице нашей родины величайшего в мире здания — памятника величайшему человеку нашей планеты, здания, в котором идейные, художественные, конструктивные, наконец, собственно строительные задачи представляют вершину творческих возможностей человека на современном этапе развития всего человечества, может явиться и выражением всенародного долга перед памятью Ильича и грандиозной школой воспитания творческого, подлинно коммунистического отношения к труду.

Достижения современной советской инженерной мысли и строительной техники позволяют соорудить конструкцию практически любой сложности и любой высоты. Каждая задача в строительстве Дворца Ленинизма будет, по существу, новой задачей, но уникальное ее разрешение для каждого рабочего на стройке или на предприятии-поставщике, для каждого конструктора, архитектора, инженера, художника или дизайнера будет осмыслена и согрета самым дорогим и заветным, что есть у каждого советского человека, — именем Ленина, задачей создания исключительного и действительно достойного ленинских идей памятника.

Такая стройка века может помочь сделать еще один яркий шаг к коммунизму, служа наглядной иллюстрацией ленинских слов: «Мы еще придем к коммунистическому труду».

Идея торжества бессмертного учения Ленина решается в образной архитектурно-пространственной композиции, раскрывающей всемирный характер его победы.

Ориентированный на Кремль и Красную площадь встает в перспективе Замоскворечья колоссальный золотой шар, поднятый пятью могучими знаменами-пилонами. Высота сооружения — 1.000 метров. Диаметр выполненного в стальной конструкции шара — 700 метров. Каждый пилон представляет собой самостоятельное здание общественного назначения, в два раза превосходящее по высоте самое высокое здание США.

Видимое изо всех точек города, в любое время суток искрящееся золотыми лучами, это сооружение явится грандиозным, единственным в своем роде памятником-апофеозом учения В. И. Ленина, художественно-пластически воплощающим идею победы коммунизма во всем мире. Обращенный ко всем сторонам света, ко всем народам, Дворец Ленинизма выражает тем самым всенародный демократический характер ленинского учения и будет восприниматься как символ новой Москвы — столицы мирового коммунизма и может стать коммунистическим символом планеты Земля.

Гигантский золотой шар как бы парит над Москвой на высоте 200 метров на знаменах-пилонах. Каждый из пяти пилонов — по числу континентов нашей планеты— образуется из множества сливающихся воедино стягов освобожденных народов земли, символизирующих всемирную победу коммунизма.

В пяти пилонах имеется в виду разместить все находящиеся в Москве научно-исследовательские учреждения, связанные с разработкой истории, вопросов теории марксизма-ленинизма, современного международного рабочего и революционного движения, Институт Маркса — Энгельса — Ленина, Академию общественных наук, Высшую Партийную Школу, Университет марксизма-ленинизма, учебные заведения сети партийного просвещения, фондовые библиотеки общественных наук и т. д. Все они получат идеально отвечающие условиям их работы помещения, которые не будут нуждаться в модернизации в ближайшие сто лет. Все эти учреждения вместе с Музеем В. И. Ленина составят единый научно-идеологический центр мирового коммунистического движения.

Здание Дворца Ленинизма сочетает глубокую идейность с высокой техничностью и целесообразностью.

Центральная его часть — шар — вмещает три гигантских взаимосвязанных помещения. Нижнюю половину шара занимает зал всенародных собраний на 100.000 мест. Свободно располагающиеся трибуны зала, как и вся его конструкция, обеспечивают идеальные условия для проведения разнообразных массово-политических мероприятий. Зал оснащен всеми самыми современными техническими вспомогательными средствами для этих целей — телевизионными установками, кино, стереофоническим звуком, новейшей системой радиофикации, циркорамой.

Оболочка шара, имеющая в сечении 20 метров, позволяет рационально разместить систему скоростных лифтов, монорельсовых дорог, экскурсионных подвижных тротуаров, благодаря которым участники собраний будут доставляться непосредственно на нужные трибуны. Здесь же находятся подсобные помещения, связанные с техническим обслуживанием центральной части дворца, фойе, буфеты, комнаты отдыха, обзорные площадки и т. д.

Над залом всенародных собраний, на его своеобразном по форме потолке, находится гигантская роспись, представляющая Ленина на фоне земного шара, в пламени революций и победной поступи коммунизма. Роспись как бы парит над тысячами людей. Ленин, коммунистическая партия Советского Союза как авангард коммунистических партий всего мира — такова идея росписи, которая должна вызывать у зрителей радостное торжественное чувство полной победы ленинизма на нашей планете.

Как сердце народа возникает в верхней части зала всенародных собраний зал съездов Партии. На его расположенных в виде серпа и молота трибунах могут разместиться 25.000 человек. Система безопасных монорельсовых дорог позволит делегатам быстро попадать на нужные трибуны.

Внутри оболочки зала съездов, имеющей в сечении 60 метров, спроектированы залы для пленарных заседаний, приемов, пресс-конференций, комнаты отдыха, кинозалы и т. д.

Как мозг Партии возникает в верхней части зала съездов хранилище реликвий и памяти вождя — Музей В. И. Ленина.
Скоростные лифты поднимают посетителей в Ленинский зал. Отсюда движущаяся лестница-пандус последовательно доставляет их в следующие залы.

Ленинская экспозиция заканчивается траурным залом. Сквозь золотистое стекло потолка светится небо и под ним по всему периметру помещения разворачиваются грандиозные монументальные росписи — похороны Ленина народами России и застывшие в скорби народы всего земного шара. В центре зала — платиновый куб, на котором лежит партбилет Ленина.

Следующей идет группа помещений постоянной выставки, посвященной победам и свершениям ленинизма. Достижения советской науки, техники, сельского хозяйства, победное шествие пятилеток, подвиг народа в Великой Отечественной войне, завоевание космоса, воспитание нового человека — все доказывает и утверждает правоту и величие дела Ленина.

Планировка экспозиционных помещений исключает встречные потоки и обеспечивает непрерывно развивающийся зрительный ряд, активно включающий посетителей в процесс восприятия и глубокого переживания увиденного.

Предлагаемое архитектурное решение Музея В. И. Ленина создает идеальные условия для развертывания невиданной по размаху величественной экспозиции-эпопеи жизни Ленина и победного шествия коммунизма. Экспозиционное помещение занимает весь внутренний объем шара. В оболочке шара, имеющей сечение 12 метров, рационально рассредоточены все подсобные и административные помещения — фондохранилища, библиотеки, кинозалы, лектории, залы для научных заседаний, реставрационные мастерские и т. д. Круговое расположение обеспечивает наиболее удобную связь экспозиционных помещений с фондохранилищами и другими службами и вместе с тем дает возможность посетителям сразу попадать в нужный зал.

В экспозиции музея предполагается широкое использование всех новейших технических средств воздействия на зрителя — телевидение, кино, стереофонический звук, показ видеозаписей, широкая радиофикация, цвет, свет. В экспозиции активная роль отводится монументальной живописи.

Музей рассчитан на обслуживание 100.000 посетителей в день.

Пилоны представляют собой здания высотой более 800 метров, состоящие из отдельных многоэтажных зданий, расположенных вдоль опорных конструкций центральной части Дворца — шара. Несмотря на изолированность друг от друга, пилоны имеют хорошую взаимосвязь через центральную часть Дворца, осуществляемую посредством многочисленных лифтов и монорельсовых дорог, и являют собой единое архитектоническое целое.

Здания выполняются в стальной конструкции и стекле. Планировка отдельных их частей зависит от конкретного назначения и комбинируется из типовых конструкций. Во всех помещениях предусматривается полный комфорт для работы современных научно-исследовательских учреждений.

На вершинах пилонов располагаются вертолетные площадки.

В подземной части Дворца Ленинизма находятся помещения технического обслуживания здания и пульты автоматического управления его хозяйством. Там же располагается гараж на 50.000 автомашин и путепроводы от кольцевой дороги, окружающей Дворец.

В непосредственной близости от пилонов проектируется кольцевая автострада, которая разгрузит от транспорта территорию под Дворцом и создаст хороший обзор здания.

Территория, ограниченная кольцевой автострадой, планируется как Парк Памяти Ленина. Здесь имеется в виду разместить многочисленные произведения монументального искусства, посвященные Ленину и революции. В сохраняющихся памятниках архитектуры могут быть развернуты экспозиции, посвященные историко-революционному прошлому нашей страны. Проектируется размещение целиком перенесенных из других городов историко-революционных памятников — зданий, где жил и бывал Ленин, происходили партийные конференции, памятные собрания и т. д. В результате общее архитектурное решение Дворца Ленинизма, как и всей прилегающей к нему территории, позволит образно раскрыть величие ленинских идей.

Корреспондируя с Кремлем, но ни в чем не подавляя его благодаря достаточной удаленности и самому положению в низине Замоскворечья, Дворец Ленинизма явится наглядным утверждением живой связи исторического центра нашей страны с великим настоящим и будущим Москвы — столицы мирового коммунизма.

Размещение на магистральной оси улица Горького — Красная площадь — Большая Ордынка с последующим выходом на Ленинский проспект органически включает Дворец в ансамбль города. Предлагаемое место постройки обеспечивает Дворцу Ленинизма обособленное пространство в пределах Садового кольца — Москвы-реки, решая одновременно архитектурно-планировочную проблему Замоскворечья.

Строительство Дворца связано с минимальным сносом зданий — только в пределах площади пилонов. Строительство же пилонов, как и шара, будет вестись посредством монтируемых на земле и доставляемых вертолетами конструкций. Подземный гараж предполагается строить по типу метрополитена.

Проектирование Дворца Ленинизма с полной разработкой его внутреннего решения и оформления интерьеров, как и практическое его строительство, авторский коллектив архитекторов, художников, скульпторов, дизайнеров считает возможным осуществить за 4—5 лет.

Авторский коллектив исходит из того, что участие специалистов в строительстве Дворца Ленинизма не должно отмечаться никакими специальными материальными благами. Сам факт участия в строительстве послужит высшей наградой для каждого советского человека.

Создание подобного памятника В. И. Ленину — наглядный пример превосходства социалистической системы в ее соревновании с капитализмом. Свойственный государству Ленина дух неостывающего подвига и дерзаний найдет свое новое воплощение в самом новаторском инженерном, конструкторском и художественном решении — стройке века.

архитекторы: Грищенко В. П., Голышка Р. Ф., Панкин А. Ф., Осипова О., Крамаренко Г. С.

искусствовед Молева Н. М.

художники: Белютин Э. М., Преображенская В. И., Тер-Гевондян Т. Р., Шмелева И. Н., Филиппова М. В., Матвеева Н. С., Левянт Н. 3., Мартынова В. П., Миронов Б. В., Елыиевский Н. Н., Шестаков А. И., Мязина Т. А., Радкевич Е. А., Пискарева Т. М., Гершман В. И., Немчинова О. В., Некрасова С. Р., Ларищев Г. И., Строчилин А. В., Зубарев В. К., Крюков А. Г.

Планшеты проекта находятся в Дирекции Центрального Музея В. И. Ленина. 12 декабря 1972 года

На документе имеется помета: «Тов. Кириленко А. П. ознакомился. В архив. 19. 09. 1973 г.». ЦХСД. Ф. 5. Оп. 64. Д. 15. Л. 124—133.

"Источник" 1994/4, стр. 90-94
Публикация кандидата исторических наук Михаила ПРОЗУМЕНЩИКОВА

И чем закончилось? Строительством питерской кукурузы (дворец хрущевизма).

Subscribe

  • Подлое совковое быдло недовольно

    Подлое совковое быдло недовольно своей заслуженной, вот прямо зубами выгрызенной кармой. Да, карма сука. Но совецкие недолюдки, 100 лет назад…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments