Оригинал взят у
На 1913 год в Росс. Империи насчитывалось более 150 тысяч учителей начальных школ и 35 тысяч преподавателей средних образовательных учреждений (гимназий, реальных училищ). Платили им по-разному: учитель высшего начального училища или гимназии мог получать по 900–950 рублей в год, преподаватель сельской школы — 300, примерно как квалифицированный петербургский рабочий. Правда, учителя народных школ вместе с местом получали бесплатное жильё. Правительство осознавало проблему — повысить оклад сельским учителям в два раза предлагали ещё в 1912 году, но обсуждение затяну лось, и меру похоронила начавшаяся Великая война.
Полтора десятка лет упорной работы дали заметные результаты. Это нехотя признавал даже Ленин: «Пятый год, год великого пробуждения народных масс в России, год великой народной борьбы за свободу под руководством пролетариата, этот год заставил даже наше казенное ведомство сдвинуться с мертвой точки». Ильич тут пытается сделать хорошую мину при плохой игре: успехи Министерства народного Просвещения были очевидны даже сидевшим в Швейцарии революционерам. С 1900 по 1914 год число учеников в подведомственных министерству начальных школах выросло более чем вдвое, с 2,5 до 6 млн детей — и это не считая 2 млн учеников церковно-приходских школ.

Полтора десятка лет упорной работы дали заметные результаты. Это нехотя признавал даже Ленин: «Пятый год, год великого пробуждения народных масс в России, год великой народной борьбы за свободу под руководством пролетариата, этот год заставил даже наше казенное ведомство сдвинуться с мертвой точки». Ильич тут пытается сделать хорошую мину при плохой игре: успехи Министерства народного Просвещения были очевидны даже сидевшим в Швейцарии революционерам. С 1900 по 1914 год число учеников в подведомственных министерству начальных школах выросло более чем вдвое, с 2,5 до 6 млн детей — и это не считая 2 млн учеников церковно-приходских школ.
